Цивилизация в опасности

24.09.2022

Катастрофа в Японии показала полную беззащитность человеческой цивилизации перед глобальными угрозами — будь то стихийные бедствия, ядерные аварии или продовольственный кризис.

Землетрясения, цунами и радиация — эти три напасти, последовательно обрушившиеся на Страну восходящего солнца, унесли жизни тысяч людей и вывели из строя немалую часть ее экономики. Известно, например, что автомобильные концерны Toyota, Nissan и Honda остановили все свои заводы, расположенные в Японии (более 20). Mitsubishi и Subaru также заявили о приостановке нескольких предприятий.

Пострадала и гордость японской экономики — электротехническая промышленность. В частности, компания Sony, вынуждена была эвакуировать основные производственные мощности, а Fujitsu и Toshiba сообщили о повреждениях и перебоях в электроснабжении на отдельных предприятиях. Правительство обратилось к промышленникам с просьбой об экономии электроэнергии. Такая экономия неминуемо обернется сокращением производства. Экономить будут, разумеется, и потребители, что приведет к сокращению внутреннего спроса.

Впрочем, несмотря на все меры экономии, в сфере электроснабжения Японию ожидают крупные проблемы. В результате землетрясения были аварийно остановлены 11 из 54 промышленных ядерных реакторов. А ведь японский «мирный атом» доселе вырабатывал почти треть потребляемой в стране электроэнергии. Кроме того, стихия вывела из строя ряд тепловых электростанций и более 20% нефтеперерабатывающих мощностей, что усугубило энергетический кризис. Начались веерные отключения электричества — такого Япония не знала со времен Второй мировой войны.

Характерно, что все это происходит в стране с высочайшим уровнем развития науки и технологий. С одной стороны, именно это обстоятельство обеспечило Японии достойную восхищения «ударопрочность»: девятибалльное землетрясение с семибалльными «отголосками» и десятиметровыми цунами нарушили, но не разрушили высокотехнологичную цивилизацию в одном из самых густонаселенных регионов планеты. Случись такая серия катаклизмов в менее развитой стране, эта страна, наверно, лежала бы в руинах. С другой стороны, японская катастрофа показала, что даже самый высокий уровень развития не является надежной защитой от стихийных бедствий и их техногенных последствий. Более того, чем мощнее и прогрессивнее экономика, тем сильнее ее вероятные разрушения — в случае, если удар стихии окажется сильнее расчетного. На днях эксперты ОЭСР признали, что оценить масштабы разрушений, причиненных Японии, пока просто невозможно — слишком они велики. А специалисты в области ядерной энергетики до сих пор не берутся предсказать, как будет развиваться ситуация на АЭС «Фукусима-1».

Помимо десятков миллиардов долларов прямого ущерба, в «актив» японского землетрясения придется, видимо, занести и новую волну мирового кризиса: по мнению многих экспертов, она теперь не за горами. Ведь из строя вышла одна из трех крупнейших экономик, а с ней технологическими, производственными и торговыми цепочками связаны практически все страны мира. Значит, все они ощутят на своей экономике спад производства и потребления в Стране восходящего солнца. Например, российские автодилеры уже не сомневаются, что очереди на японские автомобили «родной» сборки растянутся на неопределенное время. Да и отверточная сборка «японцев» в нашей стране может застопориться из-за прекращения поставки комплектующих. Какое-то время мир будет лишен высокотехнологичной японской техники, химической продукции и других уникальных товаров. Японские биржевые индексы и акции ведущих компаний рухнули. Они могут потянуть за собой аналогичные показатели и в других регионах.

Но гораздо хуже то, что при весьма вероятном теперь сползании глобальной экономики в рецессию спрос на энергоносители и цены на них вряд ли уменьшатся: ввиду остановки 20% своих атомных мощностей Япония будет вынуждена увеличить потребление углеводородного топлива. И хотя цены на нефть сразу после землетрясения просели, в ближайшей перспективе они, по всей видимости, вновь будут расти. Кроме того, значительно вырастет цена на сжиженный газ. Япония является крупнейшим его импортером, закупая около трети объемов, поставляемых на мировой рынок, и имевшие место ранее случаи остановки японских АЭС (далеко не столь масштабные, как на этой раз) вызывали заметный рост потребления СПГ и скачок цен на него. Нетрудно догадаться, что высокие цены на энергоресурсы усугубят всеобщую рецессию. Затем они, конечно, упадут, но будет уже поздно: мировая экономика захлебнется в этом кризисном цунами, и ее придется долго поднимать со дна и «откачивать». Гораздо дольше, чем после кризиса 2008 — 2009 годов.

Тревожная ситуация складывается также на мировом рынке продовольствия. Именно здесь сейчас концентрируется спекулятивный капитал: он играет на повышение на фоне участившихся неурожаев и катастроф. Спекулянты поняли простую вещь: финансовые пузыри легко лопаются, нефть внезапно дешевеет, а кушать, как известно, хочется всегда. Стало быть, спрос на продовольствие растет и будет расти. А с усилением апокалипсических настроений в обществе можно будет и дальше взвинчивать цены на биржевые продовольственные товары.

Кроме того, события в Японии актуализировали дискуссию о вреде и пользе ядерной энергетики: противники «мирного атома» получили в свое распоряжение более чем весомый довод. Уже последовали решения на политическом уровне: например, канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила о приостановке программы продления срока эксплуатации немецких АЭС.

Одновременно усилились голоса в пользу ускорения перехода на возобновляемые источники энергии, в том числе биотопливо — а это прямая угроза продовольственной безопасности населения планеты. «Вегетарианские блюда» для машин делают большей частью из тех же сельскохозяйственных культур, которые люди употребляют в пищу, а особые «энергетические» культуры выращивают на тех же полях, где раньше зрели продовольственные сорта растений. Весьма вероятно, что теперь многие страны займутся производством биотоплива, что неминуемо создаст дефицит на продовольственном рынке и вызовет на нем новый скачок цен.

Одним словом, катаклизм в Японии может обострить все негативные тенденции современного мирового развития и обернуться экономической катастрофой глобального масштаба. Увы, мир в целом не обладает японской «ударопрочностью», так что урон от такого экономического цунами может оказаться поистине колоссальным.

Читайте также: Самые свежие новости Новороссии.