Откупился – и спи спокойно
05.10.2022
Если бизнесмен раскаялся и возместил государству ущерб, то его предложено не сажать.
Никогда не верил в придуманную олигархами фиглярскую поговорку «Бабло побеждает зло». Звучит она как-то неубедительно, поскольку неясно, что в такой парадигме является злом, а что – добром. Почему-то казалось, что добро в ней вообще не предусмотрено: там идут свои дела, не предполагающие концентрацию на нравственных категориях.
Так что побеждают деньги зло или нет – вопрос спорный. А вот помочь избежать правосудия «баблу» вскоре может быть вполне по силам, причем официально. Только придется задействовать еще и «деятельное раскаяние». Если, скажем, предприниматель совершил экономическое преступление, а потом раскаялся и возместил государству ущерб, его не посадят. Таков смысл предложения, которое обсуждалось вчера на совещании Дмитрия Медведева с представителями судейского сообщества, сообщает газета «Коммерсантъ». Против «раскаявшихся и возместивших» уголовные дела будут немедленно прекращаться.
Пока, правда, неясно, какая сумма возмещения будет служить достаточным подтверждением настоящего раскаяния: цифра названа не была. Однако из внесенного ранее в Госдуму законопроекта Дмитрия Медведева на ту же тему следует, что возмещение должно в пять раз превышать нанесенный государству ущерб. Вряд ли согрешившие в экономическом смысле предприниматели дружно ухватятся за такую «опцию», когда она станет доступной законодательно. Но тем хуже для них: «истинно раскаявшиеся» за ценой не постоят.
Кроме того, предполагается ввести запрет на обжалование решений судов, решивших не привлекать предпринимателей к ответственности. Тот, кто освободит их от ответственности, сделает это однажды и навсегда.
Послабления внедряются ради единственной цели – улучшения инвестиционного климата. Дмитрий Медведев сразу объяснил собравшимся судьям, что хочет обсудить лишь один вопрос – «как влияет наше правосудие на инвестиционный климат, насколько оно способствует его улучшению». Президент напомнил, что иностранные инвесторы называют одной из главных причин, по которой они боятся инвестировать деньги в Россию, недостатки нашей судебной системы, плохо обеспечивающей защиту прав собственности. Впрочем, за последнее время, по мнению Дмитрия Медведева, все стало не так уж плохо. «Упреки в адрес всего российского правосудия звучат реже, а критике подвергаются лишь отдельные судебные решения», – заметил он.
Дмитрий Медведев обозначил и проблемы, которые мешают создать желаемые инвесторами условия ведения бизнеса: перегруженность делами, негативно влияющая на качество судебной системы (за два года количество дел о банкротстве выросло в 18 раз), недостаточность досудебных примирительных процедур, отсутствие финансового арбитража.
Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев напомнил, что сейчас раскаяние и помощь следствию учитываются при назначении приговора. Пошедший по этому пути может рассчитывать лишь на смягчение приговора, но не на освобождение от ответственности. В скором времени все станет не так, соответствующий законопроект уже подготовлен и будет внесен в Госдуму после летних каникул, пообещал председатель ВС.
Правда, будущий законопроект от ВС может прийти в некоторое противоречие с уже лежащим в Госдуме президентским законопроектом, который позволит освобождать от наказания за нетяжкое экономическое преступление, если оно совершено впервые, а преступник готов оплатить государству ущерб в пятикратном размере.
Что касается деятельного раскаяния, то оно предполагает явку с повинной и помощь следствию и сейчас дает право на освобождение от уголовной ответственности, но только по преступлениям небольшой и средней тяжести. Новшество могло бы заключаться в том, чтобы распространить его на тяжкие составы, говорит Сергей Смирнов из «Юков, Хренов и партнеры», пишут «Ведомости».
Вряд ли потенциальные инвесторы оценят такое новшество, считает лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Возбуждение сфабрикованных уголовных дел – основной инструмент коррупционного давления на бизнес. По мнению Яковлевой, нет никакого смысла получать на ровном месте судимость, да еще и компенсировать ущерб, который никто не понес. «У нас в год возбуждается 90 000 уголовных дел по статье «Мошенничество» без заявления потерпевших, и что, признать все это и оплатить?» – говорит Яковлева.
Председатель ВС также доложил Медведеву, что суды успешно реализуют политику президента по гуманизации уголовного законодательства в отношении бизнеса. В первом полугодии 2011 года за экономические преступления осудили на 1000 человек меньше, чем за тот же период прошлого года. Более того, суды удовлетворяли только треть ходатайств об аресте предпринимателей, обвиняемых в экономических преступлениях, арестовав 34 человека, хотя по общеуголовным преступлениям эта цифра доходит до 90%.
Если президент остался доволен судьями, то этого никак нельзя сказать про правительство в части его деятельности по улучшению инвестиционного климата. Речь идет о затянувшемся отсутствии у нас патентного суда, призванного разбирать дела о нарушении прав интеллектуальной собственности. Дмитрий Медведев, фактически поддержав законопроект, уже внесенный в Госдуму Высшим арбитражным судом (ВАС), обрушился с критикой на правительство, которое дало на него отрицательный отзыв. «Хотел бы сказать правительству: я формулировал эту идею не ради того, чтобы правительство поупражнялось в юридическом остроумии. Если они не способны исполнить соответствующий документ, я сам внесу его. При этом мы, конечно, обсудим, в какой срок можно было бы ввести соответствующий суд», – заявил президент.
Как сообщил после заседания председатель ВАС Антон Иванов, отрицательный отзыв правительства на законопроект был обусловлен «в основном финансовыми причинами». ВАС заложил на создание суда по интеллектуальным правам 2 млрд руб., правительство решило, что расходы завышены.
Возвращаясь к предпринимателям, следует также добавить, что на совещании предлагалось запретить привлекать их к уголовной ответственности, если решение налогового органа по неуплате налогов не вступило в законную силу. Предпринимателей предложили избавить и от последствий конфликтов с местными властями – через разрешение обжаловать решение суда одного региона в другом. «Это уменьшило бы возможность влияния местных властей на суды», – пояснил глава Высшего арбитражного суда. А судам предложено сделать обязательными процедуры медиации и четко определить категорию дел, по которым до обращения в суд необходимо будет проходить эти процедуры.
В общем, льготы готовятся большие. Дело осталось за малым – начинать каяться. Как говорят католики: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не будешь прощен».
Впрочем, одна мысль не дает покоя: ведь это предприниматели своей деятельностью больше всех способствовали тому, чтобы в обществе установился тот чудовищный уровень правового нигилизма, который мы имеем сейчас. Будут ли они каяться и в этом?
Читайте также: Самые свежие новости Новороссии.
Возможно заинтересует:
- В Петербурге автомобиль выехал на тротуар, два пешехода пострадали
- Омбудсмен проверяет сообщения о задержании несовершеннолетних после митинга
- «Автодор» открыл голосование по имени для трассы Москва – Казань
- Трамп призвал ФРС понизить базовую ставку
- В Госдуме рассказали о преимуществах новой группы по цифровой экономике